Потеря сцепления с дорогой вызывает потерю контроля управления вашим автомобилем. Будьте осторожны!

С наступлением тепла приходит конец многим трудностям, связанным с зимней эксплуатацией автомобиля. Но не спешите расслабляться! С приходом весны вместо прежних «зимних» проблем у водителей возникают другие – «весенние».

И одна из самых серьезных проблем, с которыми водитель может столкнуться на дороге это эффект аквапланирования. Он возникает на высоких скоростях из-за появления гидродинамического клина между залитой водой поверхностью дороги, пятном контакта шины. Несжимаемость воды выносит автомобиль на водяной валик, в неуправляемое скольжение. Лучшим примером данного явления становится применение эффекта в прототипе современных водных лыж – акваплане. Доска с гладкой нижней поверхностью, привязанная за катером, при увеличении скорости легко поднимает тяжелого спортсмена на поверхность воды.
При движении автомобиля присутствие водяного слоя, вызывающего аквапланирование, означает потерю сцепления с дорогой, потерю контроля управления.

Эффект возникает при скоростях, на которых шина не удаляет воду из пятна контакта. Критические значения скорости зависят от толщины водной пленки, глубины протектора, его рисунка, площади пятна контакта. На полигонных испытаниях тесты показали, что эффект аквапланирования появляется на скоростях около 70 км/час.

Уменьшение критической скорости «всплывания» колес может происходить при износе протектора, сниженном давлении в покрышке. Изношенные шины (с уменьшенной глубиной водоотводящих канавок) хуже выталкивают воду из-под покрышки. Протектор, изношенный до остаточной глубины в 1 мм, сохраняет 11% нормальной рабочей площади. Такое же уменьшение критической скорости происходит при недостаточной накачке шин.

Особенно опасно он проявляется после проезда грязевых участков, забивающих канавки протектора.

В зимних условиях аквапланирование не менее опасно. В принципе, специальные зимние покрышки лучше защищены от его возникновения более крупным рисунком протектора. Но при слое воды на тающем льду ситуация усложняется. Мягкая зимняя резина работает как недокачанное колесо, мелкие кусочки льда, снежная каша забивают протектор.

Эффект скольжения на льду проявляется при каждом выходе из режима аквапланирования. Поэтому рекомендуется устанавливать узкие шины с глубоким протектором, широкими канавками. Дополнением к глубине протектора становится высота шипов (у шипованной резины), хотя на непосредственное возникновение аквапланирования шипы не влияют.

Научиться правильной технике вождения при появлении данного эффекта достаточно трудно. Специальных полигонов для автолюбителей, методик обучения не существует. Навыки поведения могут вырабатываться только опытом вождения (иногда печальным). В реальной езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль становится «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи).

Самым опасным с такой ситуации становятся лихорадочные движения рулем с большой амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, возникновении сцепления вызовет резкий бросок автомобиля в сторону. Нужно попытаться сохранить прямое движение до появления сцепления с покрытием, после этого выравнивая автомобиль.

В борьбе с аквапланированием лучшими становятся предупредительные меры:
— соблюдение правил вождения
— приобретение надежной резины
— профилактический контроль износа шин (уменьшает вероятность появления аквапланирования до 50%)
— визуальный контроль качества, состояния дороги
— постоянное движение на безопасной скорости, при входе в лужу – сброс скорости

Помните, что аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить. Оно опаснее скольжения по льду. Поэтому не экономьте на шинах, не старайтесь обогнать все, что движется, и не летайте по лужам.

Потеря сцепления с дорогой вызывает потерю контроля управления вашим автомобилем. Будьте осторожны!
Опубликовано:
Опубликовано в рубрике: Новостная лента, Советы
Можно найти по метке:

Задайте вопрос директору

Заполните форму обращения или звоните по номеру телефона 8 (4852) 20-61-30


Задать вопрос

Интерактивная карта