Советы от спасателей: Готовим катер к зиме

Подходит к завершению сезон жидкой воды — самое время заняться подготовкой моторной лодки или катера к зимнему хранению. Чтобы избежать проблем следующим летом, потребуется консервация и генеральная уборка. Регламентные работы не ограничиваются сменой масла в двигателе — необходимо уделить внимание корпусу, вспомогательным системам, салону и предметам для водных развлечений.

Порядок подготовки лодки к зимнему хранению

Начинать сезонное обслуживание следует из дальних уголков, переходя от «грязных» работ к наведению чистоты. Если вы не располагаете местом, свободным временем или навыками — отвезите лодку в сервис, либо пригласите специалистов к себе в эллинг. Но даже в этом случае материал статьи поможет вам правильно принять работы и проверить качество их выполнения.

 

Обслуживаем силовую установку

Большинство действий по силам выполнить человеку, имевшему в пользовании отечественный автомобиль или садовую технику. Перед подъёмом катера с воды оценим работу моторов. Не должно быть посторонних шумов и утечек жидкостей. Наличие в «отработке» металлических частиц или эмульсии — повод задуматься о предстоящем ремонте механизма.

  1. Опресняем систему охлаждения, продуваем от остатков воды, проливаем антифризом. При необходимости меняем «тосол» в двухконтурной компоновке.
  2. Моем снаружи ПЛМ или колонки от накипи и солей — используем специальные средства, или бытовой «Силит от накипи».
  3. Заменим масло и фильтры в двигателях. Применяем оригинальные жидкости или заменители, предусмотренные инструкцией. Обратим внимание на соответствие вязкости и класса по API.
  4. Меняем смазку в редукторах ПЛМ или колонках. Для этого откручиваем заливные и сливные пробки, ждём, пока сольются остатки старой «трансмиссионки». Заполняем редуктор через сливное отверстие с помощью насоса или шприца объёмом 150 мл.
  5. Снимаем и осматриваем гребные винты. На валы наносим консистентную смазку. Обратим внимание на отсутствие остатков лески или сетей около сальника ГВ.
  6. Шприцуем узлы подвески, гидроподъёма и рулевого механизма, смазываем рулевые тяги.
  7. Выкручиваем и осматриваем свечи. Распыляем в цилиндры консервант. За неимение оного вводим по 5 «кубиков» моторного масла.
  8. Проверяем наконечники тяг газа и реверса на отсутствие трещин и люфтов.
  9. Осматриваем ремни ГРМ, при необходимости производим замену.
  10. Обслуживаем вспомогательный мотор — «докатку».
  11. Изучаем протекторы, при значительном коррозионном повреждении к весне заказываем новые.
  12. Добавляем в баки стабилизатор топлива, сливаем воду из отстойников и устанавливаем новые топливные фильтры.
  13. По регламенту обновляем жидкость в гидроподъёмниках, приводах транцевых плит и рулевом управлении.

Во время прокручивания двигателя стартером со снятыми свечами не забываем выдернуть «чеку», чтобы не повредить катушки зажигания.

Обслуживаем вспомогательные системы

От исправности дополнительного оборудования зависит комфорт пребывания на судне — регламентные работы не откладываем на следующий год.

  • Проверяем подруливающие устройства, якорные лебёдки и шпили (брашпили), чистим ящик якорной цепи.
  • Снимем и продуем, начиная от указателя скорости, манометрический лаг, чтобы исключить наличие воды в трубках.
  • Проверяем крепеж леерного ограждения, свим-платформы и трапа, гайки рулевых тяг.
  • Очищаем садки (аквариумы) для рыбы.
  • Осматриваем тенты — зимой работа по восстановлению изношенных элементов («мягкое стекло», люверсы, молнии) обойдётся дешевле.
  • Продуваем и смазываем рыболовное оборудование — катушки, даунриггеры.
  • Отмываем тендер («тузик») — остатки рыбного запаха привлекут мышей.

Наводим чистоту в салоне

Чтобы весной было приятно ступить на сверкающую палубу и с комфортом отдохнуть в чистой рубке, позаботимся о наведении порядка заблаговременно.

  • Проводим уборку внутренних помещений – кают, палубы, галюна и камбуза. Не забудем про холодильник.
  • Пылесосим ковровые покрытия и подволок, сушим и пропитываем тиковый настил палубы, обрабатываем обивку салона кондиционером для кожи.
  • Сливаем воду из питьевого танка, осушаем и заполняем незамерзающей жидкостью гальюн.

Использовать бытовой и автомобильный антифриз для питьевых ёмкостей запрещается — гликолевые жидкости токсичны!

Обслуживаем электрооборудование

От исправности электрики зависит безопасность плавания. Чтобы отказ не произошел в самый неподходящий момент, в спокойной обстановке проведём ревизию проводки и электроники.

  • Проверим электрические соединения на предмет окисления, исправность ходовых и стояночных огней, трюмных помп, а также их поплавков.
  • Диагностируем работу световых и звуковых сигнализаторов перегрева и низкого давления масла.
  • Желательно демонтировать мониторы картплоттеров (эхолотов, навигаторов) и радара во избежание кражи.
  • Заменим перегоревшие предохранители и лампы.
  • Отключим и зарядим аккумуляторы, очистим клеммы и покроем их защитной смазкой.
  • Убедимся в отсутствии потертостей жгутов в местах прохода через переборки.

Уход за корпусом

Пока обросшее днище и борта не высохли, тщательно убираем налёт ниже ватерлинии. Пластиковый корпус осматриваем на предмет осмоса, металлический — на отсутствие трещин сварки, деформаций, коррозии. Особое внимание уделяем килю и килевой накладке. Проводим ремонт сколов, восстанавливаем необрастающее покрытие.

После завершения процедур тщательно высушиваем лодку. Полируем борта и палубу, наносим защитное восковое покрытие. Перед постановкой на зимнее хранение откроем сливные шпигаты, чтобы слить остатки подсланевых вод.

Готовим к хранению водные аттракционы

Летом они доставляют немало радости судовладельцам и гостям. Чтобы не тратиться к следующей весне на покупку новых «ватрушек» и «бананов» взамен покрытых плесенью, вымоем баллоны, постираем матерчатые чехлы. Проверим целостность буксировочных фалов, креплений водных лыж и вейков. Убедимся, что тесьма «бублика — плюшки» надёжно вшита и нитки не торчат наружу.

Все предметы тщательно сушим и убираем на хранение в недоступное для грызунов место.

Подготовка прицепа к зиме

Подшипники ступиц нуждаются в ежегодном осмотре на предмет отсутствия коррозии и люфтов. Пополните смазку, даже если трейлер не выезжал за пределы яхт-клуба.

  • Осмотрите ложементы. Потерявшие подвижность или изношенные ролики замените новыми.
  • Проверьте тормоз наката — исправность исполнительных механизмов и толщину тормозных колодок.
  • Люфт в тягово-сцепном устройстве недопустим. При износе головки ТСУ устанавливаем новую.
  • Замерьте давление в шинах, убедитесь в отсутствии износа протектора и трещин на боковинах покрышек. Визуально оцените ровность обода.
  • Разъёмы проводки очистите от окислов и обработайте водовытесняющим составом.
  • Замените перегоревшие лампы.
  • Страховочные стропы не должны иметь повреждений корда и храповых механизмов.
  • Подкрасьте очаги коррозии на раме.

Противоугонные мероприятия

 

Увы, число краж водномоторного имущества неуклонно растёт, а процент раскрываемости крайне низок. Чтобы ваше имущество внезапно не сменило владельца, позаботьтесь о его сохранности.

  • Заключите (и внимательно прочитайте) письменный договор со стоянкой, возьмите кассовый чек.
  • Застрахуйте катер и прицеп на период хранения.
  • Демонтируйте всё легкосъёмное оборудование.
  • Установите GPS/GSM сигнализацию.
  • Заблокируйте цепями с замками колёса трейлера.
  • Закройте головку тягово-сцепного устройства на замок, защёлкнув внутрь шар по диаметру фаркопа. Этим вы осложните несанкционированную буксировку комплекта.
  • Оставьте охране свои контактные данные, заранее узнайте телефон участкового инспектора.

Сделайте фотографии лодки на стоянке с привязкой к стационарным точкам – строениям, мачтам освещения, природным объектам.

Зимнее хранение

Идеальное место для зимовки — тёплый эллинг. При его отсутствии укройте катер дополнительным тентом, исключающим провисание под весом снега. Выставьте раму трейлера на надёжные подпорки так, чтобы обеспечить наклон назад.

Нет прицепа — подготовьте кильблок с таким расчетом, чтобы судно стояло с небольшим дифферентом на корму. Вкупе с открытыми сливными шпигатами это даст возможность стекать конденсату и воде, неизбежно попадающей под тент.

Упаковка в термоплёнку — отличная альтернатива ПВХ-баннеру. При выборе этой услуги обратите внимание на установку вентиляционных клапанов и «входа» на случай, если вам что-то понадобится в лодке.

Посвятив два выходных уходу за лодкой, вы приобретёте уверенность в том, что на следующий год техника вас не подведёт и будет готова к новым интересным походам.

Удачи на воде и скорейшего завершения межсезонья!